Новости и аналитика
17 сентября 2014  #Новости ИА ГАРАНТ

Первое пленарное заседание открыло осеннюю сессию Госдумы VI созыва

Налоговая служба отходит от тотального контроля в пользу избирательных проверок

 Осенняя сессия VI созыва Госдумы будет проходить в непростых политических и экономических условиях. Это отметил как председатель Госдумы Сергей Нарышкин, открывая вчера первое пленарное заседание осенней сессии, так и его коллеги – Геннадий Зюганов, Владимир Жириновский и Владимир Васильев. Как указала Татьяна Москалькова, парламентская сессия открывается в условиях введения третьего пакета санкций западными странами против нашей страны, нахождения в России более 1 млн. украинских беженцев и надвигающейся военной агрессии со стороны НАТО. В такой ситуации на законотворческий орган возлагаются большие надежды. В осеннюю сессию запланировано рассмотреть 130 законопроектов. Наибольшее количество законопроектов посвящено экономической политике – 47, также значительное внимание будет уделено конституционному строительству и правам граждан – в этом блоке 26 законопроектов. На третьем месте вопросы бюджета и налогов, их охватывают 17 законопроектов. Помимо этого планируется рассмотреть значимые инициативы в сфере социальной политики, обороны и безопасности страны.

Приоритет будет уделен приведению законодательства в соответствие с кардинально измененным ГК РФ, например, правительственный законопроект "О публично-правовых компаниях в Российской Федерации", регулирующий вопросы создания, функционирования и ликвидации госкорпораций – он ожидает второго чтения. "Особое внимание будет уделено законопроектам, направленным на дальнейшую интеграцию Республики Крым и Севастополя в российскую правовую систему", – сообщил первый заместитель председателя Госдумы Александр Жуков. Серьезные изменения в области регулирования труда научных и творческих работников предстоят ТК РФ. И, конечно же, важное значение имеет утверждение федерального бюджета и сопутствующих ему законопроектов.

ЦИТАТА

Татьяна Москалькова, член фракции "Справедливая Россия":

"Среди запланированных к рассмотрению проектов есть важные и значимые, но принятый календарь работы переполнен законопроектами, которые могли бы подождать. Например, о любительском рыболовстве или запрете мелкого шрифта на упаковках лекарственных средств и других потребительских товаров. Безусловно, все они направлены на совершенствование нашей правовой системы, но их время не сегодня, не сейчас" .

Однако, не все депутаты согласны именно с такими приоритетными направлениями работы парламента. "При нынешних политических и экономических обстоятельствах наши избиратели вправе ожидать, чтобы программа Госдумы представляла собой стратегию создания правового каркаса государства, адекватного новым вызовам и угрозам", – отметила Татьяна Москалькова. По ее мнению, важнейшим направлением должны стать укрепление промышленности, развитие сельского хозяйства и иннвовационных технологий. Такие законопроекты есть, но их рассмотрение запланировано на ноябрь. "Первое чтение в ноябре, на второе выйдем только в декабре и получим важнейшие законы только в начале 2015 года. А сегодня время идет не на месяцы и даже не на недели", – посетовала она.

Несмотря на замечания, примерная программа рассмотрения законопроектов и календарь заседаний с 16 по 26 сентября были приняты в первоначальном виде.

Утвердив программу на осеннюю сессию, депутаты приступили к работе. И сразу, по горячим следам единого дня голосования – в этом году он прошел 14 сентября, затронули тему выборов. Помимо давно высказываемых предложений перенести единый день голосования на март, этой теме было посвящено сразу четыре законопроекта, два из которых были приняты в первом чтении. Одним из них стал президентский законопроект, посвященный финансовой отчетности политических партий и кандидатов на выборах, ужесточению ответственности за незаконное финансирование как самой партии и кандидата, так и того лица, которое их финансирует (законопроект № 545825-61). Выступавший с докладом по этой инициативе полномочный представитель Президента РФ в Госдуме Гарри Минх сообщил, что законопроект предусматривает двукратное снижение сумм финансовых операций, по которым партии и кандидаты предоставляют отчетность. Причем такая отчетность будет предоставляться не только в связи с проведением федеральных выборов и предвыборных кампаний, но и на региональных и местных выборах и референдумах. Суммы, естественно, на порядок отличаются от федеральных – например, в отчет по региональным кампаниям и выборам включаются все пожертвования от юридических лиц свыше 25 тыс. руб, когда на федеральном уровне эта сумма составит 200 тыс. руб. (сейчас отчет предоставляется по сумме пожертвований от юридических лиц свыше 400 тыс. руб.). Также предполагается внести в КоАП РФ три новых статьи, закрепляющих ответственность за незаконное финансирование политических партий вне избирательной кампании и выборов, ответственность самой партии или кандидата за использование таких средств и отдельную ответственность партии за недостоверную финансовую отчетность или непредоставление ее вовсе. Как отметил председатель комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин, данный законопроект направлен на ужесточение ответственности за иностранное финансирование российских партий, обеспечение эффективного контроля за источником поступающих средств. Напомним, что политическим партиям запрещено принимать денежные средства от иностранных государств, иностранных юридических лиц, иностранных граждан и лиц без гражданства (п. 3 ст. 30 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ "О политических партиях").

Интерес депутатов вызвал законопроект № 447241-62, предусматривающий пожизненный запрет участвовать в выборах в представительный орган муниципального образования тем депутатам, которые своими действиями создали препятствия для работы этого представительного органа и повинны в его роспуске. Были высказаны сомнения в конституционности такого ограничения прав, порядке установления степени ответственности конкретного депутата в роспуске представительного органа. Но после долгого обсуждения законопроект решили принять в первом чтении, постановив серьезно доработать ко второму. Как отметила докладчик Раиса Карамзина, предлагаемый законопроект закрепляет меры по борьбе с несознательными депутатами и саботажем представительской деятельности.

Наибольшую дискуссию из всех "избирательных" инициатив вызвал законопроект № 437049-63, который предлагал ограничить пассивное избирательное право призывников, проходящих срочную военную службу. Как отметил в своем докладе по законопроекту депутат Сергей Катасонов, инициатива направлена на защиту волеизъявления граждан тех регионов, в которых расположены воинские части и формирования, так как при проведении выборов такое количество проголосовавших военнослужащих составит значительных процент от всех жителей, особенно при том уровне явки, который наблюдался 14 сентября. В связи с этим предлагалось запретить голосовать на любых региональных выборах тем солдатам-срочникам, которые не были прописаны в этом субъекте до призыва или прибытия к прохождению срочной службы. Напомним, что на уровне муниципального образования такая норма уже существует, это оправдано количественным соотношением военнослужащих воинской части к числу жителей муниципального образования (п. 5 ст. 17 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"). После обсуждения законопроект было решено отклонить, исходя из того, что количество срочников, голосующих не по месту своей прописки, в масштабах субъекта не так велико и не может сильно повлиять на результаты региональных выборов.

Последний "избирательный" законопроект № 433154-64 касался способов формирования списков избирателей. Сейчас списки избирателей могут формироваться как по адресам, так и по фамилиям в алфавитном порядке. Инициатор законопроекта депутат Сергей Иванов указал, что при последнем способе формирования списка избирателей конкретного участка довольно сложно обнаружить так называемые "мертвые души" – несуществующих или уже умерших людей, за которых ставится подпись другим лицом. Поэтому предлагалось закрепить норму, позволяющую составлять списки избирателей исключительно по месту их регистрации. Однако, его коллеги не увидели необходимости в таком правиле и общим голосованием законопроект был отклонен.

Первое пленарное заседание осенней сессии Госдумы оказалось богато на дискуссии и обсуждения. Кроме детального рассмотрения актуальной темы выборов и избирательного процесса, депутаты приняли в первом чтении законопроект, направленный на улучшение платежной дисциплины потребителей и посредников в сфере ЖКХ (законопроект № 500410-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации")5. Также был принят в первом чтении законопроект, направленный на устранение теневого рынка частного извоза и детальное регулирование деятельности такси (законопроект № 472515-6 "О государственном регулировании деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Российской федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации")6. Всего за пленарное заседание из 19 законопроектов, рассмотренных в первом чтении, было принято восемь, еще два законопроекта в третьем чтении и три законопроекта во втором чтении.

 

перейти в раздел Новости и аналитика

 
Задать вопрос


Нажимая на кнопку «Отправить сообщение», Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.