Новости и аналитика
04 сентября 2014  #Вопросы и ответы Правового консалтинга

Администрация сельского поселения планирует произвести благоустройство территории: асфальтирование площади перед зданием сельского дома культуры и подъезда к зданию администрации (территориально являются соседними зданиями). В данный момент покрытие подъезда гравийное. На какую статью КОСГУ следует отнести данные расходы? Можно ли в дальнейшем асфальтированные дорожки и площадки отнести к имуществу казны и каким образом это сделать?

В целях группировки операций, осуществляемых в секторе государственного управления, применяется Классификация операций сектора государственного управления (КОСГУ).

К правоотношениям, возникшим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, начиная с бюджетов на 2014 г. (на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годы) применяется перечень кодов, приведенный в Приложении N 4 к Указаниям, утвержденным приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания N 65н).

В соответствии с Указаниями N 65н отнесение расходов на тот или иной код бюджетной классификации должно осуществляться прежде всего исходя из экономического содержания фактов хозяйственной жизни (операций).

Работы по благоустройству территории прямо не поименованы в Указаниях N 65н. Поэтому по общему правилу порядок отражения в учете расходов на благоустройство территории будет зависеть от вида выполняемых работ.

Согласно Указаниям N 65н расходы на создание объектов, которые в дальнейшем в соответствии с действующим порядком ведения бухгалтерского учета могут учитываться в составе нефинансовых активов, относятся на соответствующие статьи группы 300 "Поступление нефинансовых активов" КОСГУ.

Так, расходы на приобретение (изготовление) объектов, относящихся к основным средствам, осуществляются за счет статьи 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ.

При принятии решения об отнесении объекта к основным средствам одновременно должны выполняться условия отнесения объекта к основным средствам, установленные п.п. 38, 39, 41, 45 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н).

В соответствии с п. 45 Инструкции N 157н инвентарные объекты основных средств принимаются к учету согласно требованиям ОКОФ к группировке объектов основных фондов по подразделам. Как правило, при принятии к учету в составе основных средств асфальтированным дорожкам и площадкам присваивается код ОКОФ 12 0001090 "Прочие сооружения, не включенные в другие группировки".*(1)

При рассмотрении комиссией по поступлению и выбытию активов, созданной в учреждении на постоянной основе (п. 34 Инструкции N 157н), полученных результатов работ по благоустройству (в частности устройства асфальтового покрытия) в целях принятия решения о необходимости отнесения указанных результатов (расходов) к нефинансовым активам (капитальным вложением) следует исходить из назначения (характеристик) объекта - асфальтового покрытия с учетом положений, предусмотренных СНиП III-10-75 "Благоустройство территорий", утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 25.09.1975 N 158, СНиП "Автомобильные дороги", утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) от 30.06.2012 N 272, Инструкции N 157н. Данная позиция сформулирована в п. 2 письма Минфина России от 23.09.2013 N 02-06-10/39403.

Специалисты финансового ведомства в своих последних разъяснениях придерживаются следующей позиции в части применения кодов КОСГУ при оплате работ по благоустройству:

- работы по устройству асфальтированных дорожек следует осуществлять за счет статьи 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ;

- расходы на оплату договора, предусматривающего обязательства подрядчика по выполнению комплекса работ по благоустройству, включающего в том числе и работы по устройству асфальтированных дорожек, подлежат отражению за счет подстатьи 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.

В случае принятия решения по отнесению произведенных работ к расходам текущего финансового года с отнесением на соответствующий счет аналитического учета счета 1 401 20 200 "Расходы экономического субъекта", сведения о них необходимо внести в Инвентарную карточку учета основных средств (форма 0504031), открытую в отношении здания на земельном участке*(2), с произведенными работами по благоустройству (абзац 3 п. 2 письма Минфина России от 23.09.2013 N 02-06-10/39403).

С учетом изложенного представляется возможным сделать следующий вывод: решение об отнесении расходов к конкретному коду КОСГУ должно основываться на профессиональном суждении конкретных должностных лиц учреждения, которые обладают полной и достоверной информацией, необходимой для принятия подобных решений.

Также традиционно напоминаем, что ответственность за нецелевое использование бюджетных средств не может быть применена в том случае, когда исходя из содержания нормативных документов невозможно с очевидностью установить, на какой код бюджетной классификации участнику бюджетного процесса следовало бы отнести осуществленные им расходы (расходы могли бы быть равным образом отнесены на различные коды бюджетной классификации) (п. 14.1 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23). Кроме того, по мнению специалистов Минфина России, не может идти речи о нецелевом использовании бюджетных средств, если получателями бюджетных средств ошибочные действия по применению бюджетной классификации совершались неумышленно или же расходы осуществлялись в соответствии с официальными документами, которые обусловили применение конкретных статей (подстатей) КОСГУ.

Администрацией сельского поселения за счет бюджетных средств может приобретаться (создаваться) имущество с целью его включения в состав казны. Кроме того, объекты, учтенные администрацией в составе основных средств, нематериальных активов или материальных запасов, могут передаваться в казну.

Администрация сельского поселения как орган местного самоуправления может одновременно выполнять функции организации:

- уполномоченной на приобретение (создание) имущества, подлежащего включению в состав казны;

- осуществляющей ведение бюджетного учета имущества казны.

Соответственно, такому органу приходится формировать первоначальную стоимость создаваемого объекта имущества, а затем включать его в состав казны.

При таких обстоятельствах бюджетный учет желательно организовать с учетом норм гражданского законодательства.

Напомним, что в силу ст. 124 ГК РФ к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

Органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде от имени публично-правового образования (п.п. 1, 2 ст. 125 ГК РФ).

Таким образом, орган местного самоуправления может создавать объекты нефинансовых активов:

1) в рамках деятельности, осуществляемой от имени публично-правового образования с учетом компетенции органа местного самоуправления;

2) в качестве юридического лица, самостоятельно участвующего в правовых отношениях.

В первом случае имущество поступает в собственность соответствующего публично-правового образования и может быть учтено в составе имущества казны или закреплено за какой-либо организацией госсектора на праве оперативного управления.

Если же имущество приобретается органом местного самоуправления от собственного имени, то по общему правилу оно сразу же "автоматически" поступает не только в собственность публично-правового образования, но и в оперативное управление данного органа (смотрите, в частности, п. 2 ст. 124, ст. 218, п. 2 ст. 299 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности сельским поселениям, является муниципальной собственностью.

Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со ст. 294, ст. 296 ГК РФ (п. 3 ст. 215 ГК РФ). Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования (п. 3 ст. 215 ГК РФ).

Права собственника от имени муниципального образования на основании ст. 125 и ст. 215 ГК РФ могут осуществлять органы местного самоуправления в рамках их компетенции, которая установлена актами, определяющими статус этих органов.

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ст. 132 Конституции РФ, ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", далее - Закон N 131-ФЗ), а также вправе отчуждать муниципальное имущество, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами (ч. 2 ст. 51 Закона N 131-ФЗ).

Таким образом, в качестве собственника муниципальное образование принимает решение:

- о наиболее эффективном способе использования своего имущества (закреплении его за конкретной организацией (в том числе за местной администрацией) на праве хозяйственного ведения, оперативного управления или учете в составе имущества казны);

- об отчуждении имущества.

Соответствующее решение уполномоченного органа местного самоуправления (иного уполномоченного лица) оформляется в установленном порядке (смотрите, в частности, ст. 43 Закона N 131-ФЗ).

В основе принимаемого решения по каждому объекту должно лежать социальное и экономическое обоснование. При этом действующим законодательством не предусмотрено каких-либо ограничений по срокам принятия таких решений - они могут быть приняты в любое время в течение года.

Иными словами, возможность отнесения асфальтированных дорожек и площадок к имуществу казны должна быть социально и экономически обоснована. И при принятии решения о передаче указанного имущества в состав казны данная передача должна быть осуществлена в порядке, определенном установленном нормативными правовыми актами органа местного самоуправления.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:

- Энциклопедия решений. Статьи 310 "Увеличение стоимости основных средств" и 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ;

- Энциклопедия решений. Учет операций по приобретению (созданию) имущества казны;

- Энциклопедия решений. Учет имущества, приобретаемого (создаваемого) для включения в казну органом, ведущим бюджетный учет имущества казны

- Энциклопедия решений. Документальное оформление передачи госучреждением имущества в казну (изъятия из оперативного управления).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

советник государственной гражданской службы Московской области 1 класса Левина Ольга

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Миллиард Мария

18 августа 2014 г.

перейти в раздел Новости и аналитика
 
Задать вопрос


Нажимая на кнопку «Отправить сообщение», Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.